Готовность №1. Готов ли Ваш ребенок к школе?

Первоклассники готовятся к поступлению, родители заранее определили круг подходящих школ, посетили дни открытых дверей, собрали информацию об учителях. В этой ситуации очень важно понять, а готов ли сам ребенок? Легко ли ему будет даваться учеба? Способен ли он выдерживать высокую нагрузку? Давайте разбираться.

1. Физиологическая готовность – самый простой параметр. Он определяется по двум признакам. Первый – способность удерживать статичную позу на протяжении долгого времени - не менее получаса. Понаблюдайте за своим ребенком: может ли он в вертикальном положении посмотреть целый мультфильм или сползает со стула, способен ли он держать спину прямой во время рисования или же ему удобней прилечь. Постуральная устойчивость – так называется этот признак – крайне важный нейрофизиологический механизм обучения. За ним стоит согласованная работа корково-подкорковых структур мозга, без которой невозможно хорошее усвоение учебного материала.

Второй признак физиологической готовности еще более отчетлив. Это … не удивляйтесь! смена четырех пар зубов. Именно появление восьми коренных свидетельствует о том, что костная система готова к письму, рука ребенка не будет уставать и перенапрягаться, блокируя мышцы и ухудшая приток крови к головному мозгу. 

Итак, зубы пересчитаны, осанка оценена - ребенок физически готов. Что еще нужно учесть? 

2. Развитие произвольности - это умение самостоятельно ставить и удерживать цель, строить программу ее достижения и контролировать результат. В основе произвольности лежит зрелость лобных отделов мозга.  Для большинства сегодняшних детей это, пожалуй, наиболее слабый компонент психического развития. Почему так?  

Естественное развитие произвольности происходит в игре. В ролевой игре дети познают мотивы поступков взрослых, осознают, зачем нужно что-то делать, и учатся ставить перед собой цели. В игре по правилам - учатся сдерживать свои импульсы и управлять собой.  

А играют ли современные дети? Как правило, в семьях, где родители серьезно мотивированы на успех детей, график ребенка расписан буквально по минутам: репетиторы, кружки, секции, детские клубы. У ребенка зачастую нет времени остаться наедине с собой. Если ребенок все время живет по расписанию и команде взрослого, который в нужное время "переключает" его с одного занятия на другое, то как он научится ставить себе задачи, цели и расставлять приоритеты? В  такой погоне за когнитивным развитием теряется  главное, смыслообразующее: для чего нужно учиться. Внутренняя позиция ученика остается несформированной. Ребенком движет лишь стремление соответствовать ожиданиям взрослых. 

Кроме того, маленькие эрудиты, истощенные интеллектуальной перегрузкой и привыкшие к внешней организации их жизни, часто оказываются неспособны развлечь себя сами даже полчаса, не в силах подождать пока мама закончит важный разговор по телефону или дождаться своей очереди в магазине.

Произвольность лежит и в основе навыков самообслуживания. Подготовить необходимые предметы к уроку, а после него собрать портфель, самостоятельно переодеться на физкультуру, аккуратно сложить вещи, найти свою куртку среди десятка похожих – почти невыполнимые задачи для детей, которые к этому не приучены. В условиях школы такая несамостоятельность способна перечеркнуть интеллектуальные способности ребенка и обречь его на хронический неуспех. 

Итак, если у Вас в семье принято играть в настольные игры, требующие терпения и усидчивости, если у ребенка есть круг непреложных домашних обязанностей, а в свободное время он с друзьями имеет возможность поиграть в «Казаки-разбойники», с произвольностью, наверняка, все будет все в порядке. Идем дальше.

3. Развитие познавательной сферы - то есть сформированные зрительная, слуховая (вербальная и невербальная) и кинестетическая системы мозга, а также пространственное восприятие. Каждая из этих систем играет важную роль в усвоении и переработке информации. Например, для того, чтобы написать букву, нужно: 

  • правильно услышать звук (фонематика);
  • соотнести его с соответствующим графическим знаком – буквой (слуховая и зрительная память);
  • вспомнить ее зрительный образ (зрительное восприятие и память);
  • сориентироваться в тетради, где начало строки, на которой нужно писать (пространственное восприятие);
  • правильно взять ручку (кинестетика и мелкая моторика);
  • написать саму букву, скоординировав движение «глаз-рука» и сохраняя при этом ее правильную ориентировку в пространстве (снова кинестетика, моторика и пространственное восприятие).

Весь процесс должен обеспечиваться определенным уровнем энергии (тонус) и сохранением внимания и мотивации (произвольность).  И это только одна буква! Что говорить о более сложных задачах, которые встают перед маленькими учениками. Представьте теперь ребенка с недостаточной зрелостью хотя бы одного компонента. Трудоемкость процесса обучения возрастет для него в разы!

Как же формируются эти системы мозга? Достаточно ли просто дождаться их созревания? Опыт показывает, что дети постарше действительно часто успешнее в обучении. Однако формирование каждой анализаторной системы мозга опирается на практику ее использования. Речь идет не только о специальном обучении: совместное со взрослым чтение, прослушивание музыки, складывание фигур и так далее. Развитие мозга в большой мере зависит (Вы снова удивитесь) от двигательных навыков! Доказано, что моторная ловкость высоко коррелирует с общим интеллектом. Поэтому навык завязывания шнурков и езда на двухколесном велосипеде в шестилетнем возрасте гораздо ценнее знания алфавита. А лучший подарок для всестороннего развития мозга ребенка – это занятия танцами или сложно координированными видами спорта, например, теннисом или хоккеем.

Итак, если Ваш ребенок прекрасно рисует, умеет плавать и прыгать на одной ноге, с легкостью запоминает несложную мелодию, без малейших затруднений воспроизводит короткое стихотворение, можно переходить к оценке следующего параметра.

4. Коммуникативная зрелость предполагает умение общаться с «чужими» взрослыми и сверстниками – учителями и одноклассниками. Речь идет как о простейших навыках (знакомство, умение сформулировать вопрос, просьбу, отказ), так и о более сложных формах поведения - решении конфликтов, поиске компромиссов. Важно: ребенок должен уметь делать это легко и без мамы поблизости. Конечно, этому дети учатся еще долго. Однако психологическая готовность учитывать желания других людей - детей и взрослых - вместо концентрации на своих интересах и своей точке зрения уже должна присутствовать в определенной мере. 

Очевидно, что дети, посещавшие детский сад, зачастую оказываются в более выгодном положении, нежели их «домашние» сверстники. Однако встречаются коммуникативно одаренные дети, которые без труда встраиваются в новый коллектив, занимают правильную позицию в общении «учитель-ученик», выдерживают свои и чужие границы и, в целом, получают удовольствие от работы в команде. Такие дети чаще растут в многодетных семьях или там, где сами родители - прекрасные коммуникаторы.

Итак, Ваш ребенок регулярно посещал детский сад и Ваш дом всегда полон друзей? Скорее всего, с коммуникативной компетентностью ребенка полный порядок. 

Подведем итог.  Восемь коренных зубов, способность длительно удерживать вертикальную позу, уверенные навыки самообслуживания и контроль импульсов, понимание логико-грамматических конструкций и пространственных отношений, хорошо развитая мелкая моторика, спокойное расставание с родителями и умение общаться  со взрослыми и сверстниками – вот базовые характеристики будущего первоклассника.  Остальные требования  зависят от тех целей, которые ставят родители и выбранное ими образовательного учреждение. 

Для Гимназии имени Е.М. Примакова характерны высокие стандарты образования. К нам приходят семьи, готовые принимать активное участие в жизни школы и ориентированные на достижение высокого результата. Для наших гимназистов важны высокая работоспособность,  самостоятельность и коммуникабельность. При поступлении мы также проверяем уровень развития речи, фонематический слух и чистоту звукопроизношения, оцениваем понимание чисел как эквивалента количества, развитие пространственного восприятия, устойчивость и концентрацию внимания, объем и прочность памяти. Мы обращаем внимание на качество тонкой моторики, а также оцениваем понимание и следование ребенком культурным нормам в общении. 

Желаем каждому родителю найти школу, которая отвечает ценностям Вашей семьи и подходит именно Вашему ребенку!
Контакты
+7 (495) 274-44-44
info@primakov.school
143082, Московская область, Одинцовский район, деревня Раздоры, ул. Утренняя, дом 1